МБОУ «Гимназия № 3»
город Белгород
  • Образовательные стандарты и требования

              Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

    Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного общего образования;
    • преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
    • вариативность содержания образовательных программ общего образования, возможность формирования программ общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • государственные гарантии обеспечения получения качественного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ общего образования и результатам их освоения;
    • формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;
    • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;
    • доступность и равные возможности получения качественного общего образования;
    • благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья;
    • формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения;
    • освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;
    • развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
    • уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;
    • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
    • разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;
    • единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания;
    • личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания;
    • развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление;
    • взаимодействие организации, реализующей программы общего образования, с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями;
    • формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;
    • развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями, расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности;
    • применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач;
    • условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;
    • специальные условия образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей.

    Стандарт является основной для:

    • разработки примерных образовательных программ общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
    • объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших программу общего образования

    Федеральная основная общеобразовательная программа

    Федеральная основная общеобразовательная программа (далее ФООП) - учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. Познакомиться с содержанием ФООП можно здесь.

    С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ, Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 г. № 03-68 «О направлении информации» (О введении федеральных основных общеобразовательных программ)).

    ФООП начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим  объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

    • ФООП разработана для следующих уровней: начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы), среднего общего (10-11 классы);
    • учебно-методическая документация ФООП включает: федеральные учебные планы; федеральный план внеурочной деятельности;  федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы; федеральную рабочую программу воспитания; федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования УУД; программа коррекционной работы;
    • обязательные для применения - федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательные к выполнению - федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы;
    • школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП;
    • переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября 2023 года. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до сентября 2023 года.

    Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП регионального уровня

    Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП школьного уровня

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie